Психология тестирования | nt.ua

(044) 390 73 35 (050) 352 68 64

EN RU UA

Психология тестирования

Май 20, 2022 курсы академия

Психология играет чрезвычайно важную роль в тестировании и оказывает значительное влияние на конечный результат, хотя часто остается без внимания. Психология тестирования обеспечивает лучшее сотрудничество внутри команды и налаживает взаимопонимание, что положительно влияет на рабочие процессы и эффективность коллектива.

Тестирование программного обеспечения требует привлечения тестировщиков и разработчиков, объединяющих индивидуальные усилия по созданию ПО с безупречными функциями и высоким качеством.

Чтобы обеспечить бесперебойную разработку и тестирование программного продукта, нужно учитывать ряд психологических факторов, которые могут влиять на сам процесс.

Мышление разработчиков и тестировщиков

Жизненный цикл разработки ПО состоит из разных видов активностей, выполняемых разными специалистами с определенными знаниями, навыками и опытом. В процессе создания продукта, от кодирования до внедрения ПО, требуются разработчики и тестировщики с разным набором навыков. Тестирование и анализ программ значительно отличаются от его разработки или программирования. Поэтому необходимы специалисты с разными способами мышления, что в результате приведет к созданию программного обеспечения с уникальными функциями.

В зависимости от образа мышления человек принимает соответствующие решения и решает проблемы. Для того чтобы стать лучшим специалистом, мышление QA специалиста должно включать:

  • внимание к деталям;
  • любознательность;
  • интерес;
  • профессиональный пессимизм;
  • мотивированность;
  • упорство.

А самое главное – это обладание аналитическим складом ума и умение критически мыслить. Еще одной важнейшей чертой является способность к конструктивному общению.

Конструктивное общение

При тестировании происходит оценка качества продукта и обнаружение дефектов с помощью статического тестирования, ошибок в процессе динамического теста и отказов. Информация, полученная в результате такого процесса, может не понравиться специалисту, по вине которого снизилось качество продукта или была обнаружена ошибка.

Такое неприятие информации является элементом человеческой психологии и называется предвзятостью подтверждения. Например, разработчик не может принять критику в свою сторону и подтвердить тот факт, что написанный им код не работает, ведь он все сделал правильно. Часто члены команды считают тестирование чем-то отрицательным, хотя оно нацелено на повышение качества продукта и способствует развитию проекта.

Конструктивное общение может помочь выстроить прочные и надежные отношения между членами команды и помочь им избежать любых недоразумений. Для этого нужно подобрать подходящий способ общения с коллективом и каждым членом команды.

Несколько советов, как тестировщикам объективно подавать информацию:

  • Лучше выбрать путь сотрудничества, а не конфликт: нужно напомнить коллегам, что всех объединяет достижение общей цели.
  • Донесите команде важность тестирования. Выявление дефектов может способствовать усовершенствованию профессиональных умений и навыков специалистов. А вовремя обнаруженные и зафиксированные дефекты могут уберечь компанию от лишних финансовых потерь и траты времени команды.
  • Результаты и выводы должны быть построены на фактах. Отчеты должны быть нейтральными и объективными, лучше не критиковать специалистов.

Независимое тестирование

Независимое тестирование помогает избежать предвзятости автора и часто более эффективно в поиске и выявлении ошибок и дефектов, чем самотестирование или групповое тестирование. Этот тип тестирования в основном выполняется лицами, не имеющими прямого отношения к проекту, или представителями других организаций, что нанимаются в основном для проверки качества и эффективности разработанного продукта.

Существует несколько уровней независимого тестирования программного обеспечения, что перечислены ниже от самого низкого уровня независимости до самого высокого:

  • Самотестирование, самостоятельно проведенное специалистом;
  • Тестирование, проведенное другим специалистом из той же команды;
  • Тестирование, выполненное другим специалистом из другой команды, например, независимой тестовой группой;
  • Тестирование, проведенное лицом из другой организации или компании, например, сторонним исполнителем.

Процесс создания программного продукта требует постоянного общения QA тестировщиков с другими членами команды для успешного достижения целей. Психологические аспекты должны учитываться при выполнении тестирования, ведь они являются решающим фактором всего процесса и требуют внимания со стороны тестировщика. По уровню важности психологические аспекты приравнивают к любому инструменту или методике, принятым для тестирования, ведь они делают процесс тестирования беспроблемным и более легким.

Профессия тестировщика включает еще много интересных нюансов, ведь тестирование – это процесс исследования, открытия и изучения нового, а также непрерывного обучения.