Многие организации сталкиваются с трудностями в выборе наилучшей методологии управления проектами. Выбор наилучшего метода из многих подходов бывает достаточно сложным.
Ответственность за воплощение в жизнь проекта, а затем часто и сопровождение дальнейшего его существования, зависит от нескольких лиц – заказчиков, подрядчиков, исполнителей, но в первую очередь от руководителя проекта, человека, который на своих плечах будет нести все это бремя. Поэтому обучение и развитие для руководителя проекта обязательно и жизненно-необходимо.
Знания, необходимые руководителю проекта, касаются не только методов управления, но и инструментов, с помощью которых можно решать конкретные вопросы и доводить дело до финиша с ожидаемым прогнозируемым результатом.
В этой статье вы узнаете о ключевых отличиях между методологиями управления проектами и как выбрать нужную именно вам.
Методология управления проектами – это практика или техника, которая поможет вам успешно управлять проектом и выполнять его. Она описывает, как взяться за проект и как выполнить пошаговые инструкции по его завершению. Кроме того, она ограничивает жизненный цикл проекта правильно структурированными этапами.
Руководители проектов несут ответственность за планирование, презентацию, управление, выполнение и мониторинг жизненного цикла и качества проекта.
Выбирая лучшую проектную методологию для своего бизнеса, вы должны знать, какие ее разновидности есть, а также преимущества и недостатки каждой.
В целом методологии управления проектами делятся на две большие категории – жесткие и гибкие.
Ярким представителем первой категории является так называемый Waterfall или Водопад.
Методология Водопада широко известна как метод жизненного цикла разработки программного обеспечения (SDLC). Формула Водопада проста, но эффективна. Предварительно известны бюджетные рамки проекта, сроки и этапы. Есть немалый опыт воплощения подобных вещей, почти нет факторов, которые могут существенно повлиять на ход выполнения проекта.
Руководителю, который руководит таким проектом, достаточно тщательно относиться к последовательному выполнению каждого из этапов, своевременно отчитываться об их выполнении или возможных причинах задержки, принимать во внимание замечания обеих сторон – заказчиков и исполнителей, и пытаться согласовать все проблемные вопросы.
Примером такого проекта может быть строительство дома, где каждый последующий этаж возводится после того, как построена предыдущая, никто не берется возводить крышу, когда еще не достроен фундамент. Или, например, развертывание филиалов торговой сети, производство лекарств или самолетов.
Достоинства:
Бюджет, термины и другие факторы, задействованные в проекте, лучше поддаются оценке и предсказанию. Менеджер может даже иметь соответствующую визуальную схему проекта. И как за картой следует по этой схеме последовательно выполняя каждый этап.
Недостатки:
У менеджера проекта есть мало возможностей корректировать план и исправлять ошибки после его выполнения. Исполнителям трудно вернуться и найти подходящее место для внесения изменений и улучшения результата проекта. То есть, все будет зависеть от того, насколько хорошо автор все предусмотрел и запланировал.
Гибкие методологии напротив могут не иметь лимитированных границ, ресурсов, бюджетов. Даже конечный результат проекта может быть сначала непредсказуемым, есть просто цель – построить или изобрести что-то новое, чего раньше не производилось, не случалось, не происходило. Схемы таких проектов выстраиваются в ходе их выполнения.
Примером может служить разработка нового лекарства или программного обеспечения, разработка полезных ископаемых или запуск нового курса. В начале проекта никому не известно, что можно получить в конце.
Преимущества:
Руководитель такого проекта - это по-настоящему изобретатель и рационализатор, он оказывает достаточно существенное влияние на проект. После процесса выполнения такого проекта можно получить что-то существенное – даже вещь, которая может повлиять на развитие цивилизации.
Недостатки:
Размытые рамки проекта могут его затянуть на долгое или даже бесконечное время, в результате чего финансирование может быть прекращено или ограничено, команда исполнителей может изменяться. Другие ресурсы, необходимые для успешного выполнения такого проекта, тоже могут пережить изменения или исчезнуть вообще.
Примерами гибких методологий управления проектами являются Agile, Scrum, Lean, Critical Chain Project Management (CCPM) и т.п. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. и их следует учитывать отдельно для каждой конкретной задачи.
Поскольку большинство сотрудников сейчас работает удаленно, все большую популярность набирает дистанционное управление проектами. Рассмотрим лучшие методы управления, а также советы и инструменты, которые помогут команде оставаться на связи.
Чтобы повысить производительность и ускорить время выполнения проекта, вы должны выбрать метод управления проектом, наиболее подходящий для культуры удаленной работы.
Метод Канбан является одним из наиболее популярных методов среди команд, работающих над проектом удаленно. Если ваша команда уже привыкла использовать Agile-методологию, это будет легкая прогулка.
Toyota, японская компания по производству автомобилей, представила метод Канбана. Процесс Kanban заключается в разбиении задач на меньшие подзадачи и планировании этапов (до последнего этапа).
После выполнения задания 1 происходит переход к следующей задаче без каких-либо проблем до самого конца.
Инструменты, которые делают Канбан возможным
Есть четыре основных аспекта, требующих инструментов, чтобы сделать удаленную рабочую атмосферу более эффективной.
Инструменты управления проектом используются для распределения задач от начала до конца, и все члены команды могут посмотреть, что происходит с проектом.
Пример таких инструментов:
Следующая важная сфера, о которой следует побеспокоиться – это общение. Не должно быть никаких препятствий при обсуждении деталей проекта с командой, а также с другими заинтересованными сторонами.
Вы можете использовать эти инструменты, чтобы избежать недоразумений:
Управление и контроль рабочего времени для каждого задания имеет решающее значение.
Вот некоторые из самых популярных инструментов управления временем для удаленных команд:
Общий доступ к документам является последним препятствием для перехода на удаленную работу. Все члены вашей команды должны иметь доступ к информации, связанной с проектом. Для удаленных команд важно идентифицировать изменения, внесенные каждым.
Вы должны четко объяснить клиенту процесс, в котором вы продвигаете проект, что даст ему чувство удовлетворения и доверия. И вы также должны понимать все возможности и инструменты для управления проектами. И даже тогда не прекращать обновлять свои знания и инвестировать свое время и деньги в понимание того, как лучше управлять командой и проектами вообще.
А чтобы овладеть методами управления проектами, рекомендуем пройти наш курс Методология управления проектами и особенности бизнес-практики.
А дальше дело за вами – развиваться, учиться, самосовершенствоваться и не останавливаться на достигнутом.
Автор • Наталья Сульжик